главная   музыка  

Музыка

Клавиатура NUMA NANO
История гитары
Устройство гитары
Настройка гитары
Игра на гитаре
Бой гитары
Лучшее гитарное соло
Hard Rock
Heavy Metal
Thrash Metal
Led Zeppelin и Aerosmith
Перевод midi в mp3
MP3 и midi для мобильника


Ноутбук Dell Vostro
Маркет Яндекс. Ответ на претензию
Некондиция: ноутбук Dell
Support Dell

История гитары

Оказывается, история всем нам хорошо знакомой, привычной и современной гитары, исчисляется тысячелетиями. Первые рисунки, на которых были изображены струнные музыкальные инструменты с полым корпусом и грифом, очень похожие на гитару, археологи нашли в Египте. Набла и цитра – так назывались предки гитары, музыкой которых наслаждались древние египтяне. Образ наблы символизировал добро, так говорят расшифрованные египетские иероглифы. Сведения о похожих инструментах исследователи находят в Месопотамии, Ассирии, Финикии, Индии, Вавилонии. У арабов древняя гитара пользовалась большой популярностью, поэтому не удивительно, что в XIII веке об этом инструменте узнали на арабских территориях Испании, после чего он быстро распространился среди испанского населения. Само название гитары имеет арабские корни.

Старинная гитара уступала по размерам и имела несколько продолговатую форму по сравнению с современной. Нынешнее строение, которое считается оптимальным и не изменяется уже более полутора столетия, гитара приобрела только в XIX веке. Также стала стандартной высота звучания и настройка: от первой до шестой струны соответственно – ми, си, соль, ре, ля, ми. Получив гитару от арабов, испанцы поделились ею со своими европейскими соседями и завезли на американский континент, где она стала одним из любимых инструментов.

Почему же гитара так быстро завоевывает популярность, где бы она не появилась? Скорее всего, это объясняется ее универсальностью и разнообразием ее музыкального применения. Гитара может выступать как отдельный сольный инструмент, а может использоваться как сопровождение. В отношении последнего у гитары очень большой диапазон, поскольку ее звучание очень удачно комбинируется со звучанием множества инструментов – очень гармоничны ее дуэты со смычковыми (скрипка, альт, виолончель), с некоторыми духовыми, например, кларнетом и флейтой. Ну и, конечно же, огромную роль гитара играет в вокальной музыке. Множество песен, романсов серенад и т. д. создано для голоса в сопровождении гитары. Также она отлично звучит не только в камерных ансамблях, но и в больших оркестрах.

Классическим инструментом гитара стала во второй половине XVIII века, когда возникла целая плеяда гитаристов-виртуозов. Особенно много для развития возможностей гитары, для обогащения ее звучания сделали испанцы Д. Агуадо и Ф. Сор и итальянцы Л. Лениани, М. Каркасси, Ф. Карулли, М. Джулиани. Их перу принадлежат теоретические трактаты о гитаре, а также множество новых интересных произведений разных форм и жанров, как для сольного исполнения, так и для ансамблей с другими инструментами и даже с целым оркестром. Некоторые из этих гитаристов создавали свои школы гитарной техники.

Гениальный Николо Паганини, живший и творивший в XIX веке, был виртуозом не только скрипичной игры – он также оказался прекрасным гитаристом. И поэтому некоторые особенности гитарной техники он использовал для игры на скрипке – усовершенствовал прием пиццикато (когда звуки извлекаются не с помощью смычка, а щипком), ввел в обиход скрипачей двойные флажолеты (при этом музыкант только прикасается к струне на определенной высоте, а не прижимает ее к грифу), начал играть связно не только единичные звуки, но и их сочетания, а также перестраивать нижнюю струну на скрипке, расширяя таким образом ее диапазон.

Большое наследие оставил Паганини для гитаристов – 140 гитарных произведений только для солирующего инструмента, а кроме того около тридцати гитарно-скрипичных ансамблей, а также несколько сочинений для гитары и двух или трех разных смычковых. В них гитара играет роль не аккомпанемента, а полноценного голоса, имеющего свою линию развития и эмоциональную задачу.

В XIX веке все преимущества гитарного звучания использовали К. Вебер, Л. Шпор, Р. Крейцер, Ф. Шуберт, И. Гуммель, А. Диабелли. Они создавали пьесы для гитары, как самостоятельного инструмента, и для дуэтов, трио, квартетов и т. п., в которых была задействована гитара. О гитаре написал в отдельной части своего фундаментального труда по оркестровке Гектор Берлиоз. Еще одна личность, повлиявшая на историю гитарной музыки – Франсиско Таррега, живший в Испании в XIX веке. Он был блестящим исполнителем и теоретиком, писал произведения и преподавал. Его уникальный стиль игры в сочетании с невероятной техникой создавали впечатление, будто играет не один, а несколько инструментов одновременно.

В России, по некоторым предположениям, гитара появилась в XVIII веке. Первое время к ней относились прохладно, она плохо приживалась. Ситуация изменилась после российских гастролей испанских и итальянских виртуозов-гитаристов, которые продемонстрировали красоту и богатство звучания инструмента. С этого момента популярность его стремительно растет, происходит становление национальной школы, благодаря которой уже в XIX веке в России открываются имена Н. Макарова, М. Соколовского, прекрасно владеющих мастерством игры на гитаре, и получившие признание, как на родине, так и за ее пределами.

В результате гитара оказала огромное влияние на русскую музыкальную культуру XIX века, и это чувствовалось даже в сочинениях, написанных для других инструментов. Например, аккомпанемент вокальных произведений А.Даргомыжского и М. Глинки предназначен для фортепиано, но по манере очень напоминает гитарный. В симфонических картинах Глинки «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» отчетливо проступают гитарные интонации, поскольку на их написание композитора вдохновила виртуозная игра испанца Феликса Кастильо. Некоторые композиторы писали для гитары сопровождение песен и романсов, как, например, А. Варламов, сам же и исполнявший свои произведения с инструментов в руках. Лирические и душевные гитарные переборы подчеркивали красоту и эмоциональность мелодии. А. Гурилев и А. Алябьев создавали романсы, которые должны были исполняться под гитару, но прописывался еще и фортепианный вариант аккомпанемента в гитарном стиле.

В послереволюционное время в России на гитару навесили ярлык буржуазного инструмента, поэтому мало кто из профессиональных музыкантов решался связывать с ней творческую карьеру. Были утрачены секреты мастерства игры на гитаре, забылась ее огромная история, поэтому в музыкальных кругах она приобрела репутацию инструмента второго сорта. Те же, кто все-таки продолжали играть на гитаре, не имели достаточной технической подготовки, поэтому своей игрой еще больше дискредитировали ее.

Впрочем, в этот период такая участь постигла гитару не только в России, но и по всему миру. В конце XIX века достигает высокого уровня скрипичная техника, все большей популярностью пользуется симфоническая музыка. Задушевный и более интимный голос гитары, казалось бы, исчез из серьезных музыкальных программ. Такая ситуация была характерна для большей части Европы. Вторую жизнь гитаре подарил испанец Андрес Сеговия – гениальный гитарист-виртуоз. С гастрольным туром он объехал европейские страны и Россию, и возродил интерес к инструменту.

В 30-х годах классы гитары стали появляться в профильных музыкальных учебных заведениях. Подросло новое поколение гитаристов, с успехом концертирующее. Сейчас гитару можно услышать как на камерных вечерах, так и на больших престижных сценах. Как прежде, огромное удовольствие слушатели получают от сольных гитарных произведений и от ансамблей, в которых звучит гитара. В репертуар вернулись сольные и оркестровые сочинения классиков: Карулли, Джулиани, Вивальди, Боккерини, Вебера, Паганини, российских композиторов – всех тех, которые внесли серьезную лепту в развитие гитарной музыки, и благодаря кому человечество до сих пор помнит и любит гитару.

Сейчас гитара – едва ли не самый востребованный в мире инструмент. На ней играют люди всех возрастов. Чрезвычайно богат и ее репертуар – от незамысловатых песенок до произведений мировой классики. Целый пласт популярной культуры неразрывно связан с гитарной. К этому инструменту постоянно прибегают самые именитые и талантливые люди многих творческих профессий, прямо или косвенно связанных с музыкой, что только подогревает и без того огромный к нему интерес.