Hard Rock
Hard rock - "суровая тряска". Таково примерное значение этого английского выражения в вольной транскрипции. В 60-е годы XX века одноименная музыка буквально потрясла слушателей своим жестким звучанием, кардинально отличаясь от уже имеющихся музыкальных стилей, и стала предтечей таких знаменитых впоследствии музыкальных направлений, как heavy-metal, death-metal и thrash.
Появление, а затем и восхождение hard rock-стиля началось с записи бит-группой Kinks в 1964 году композиции You Really Got Me. Сама по себе песня была не слишком примечательной, однако, использованный музыкантами в записи необычный эффект искажения гитарного звука - "дисторшн" - сразу привлек внимание меломанов. А последующие опыты с этим же способом звукоизвлечения, проводимые знаменитым рок-н-ролльщиком Бо Дидли, произвели огромное впечатление на будущего гитарного виртуоза, которым несомненно был великий Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), после чего дисторшн прочно закрепился в арсенале последнего.
Хендрикс стал для стиля hard rock человеком, роль которого невозможно переоценить благодаря поистине революционной гитарной технике, по сей день служащей идеалом для гитаристов. В его игре традицонные блюз и рок-н-ролл слились с подлинной экспрессией психоделии и эйсид-рока. Вплоть до появления еще более "суровых" хэви-метала и панк-рока, гитарный дисторшн-эффект оставался для hard rock отличительной чертой и фирменным знаком.
После случившейся в 1970 году смерти Джими Хендрикса, его дело продолжили другие молодые команды. Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath - теперь они сами являются признанными мастерами жанра и служат живым примером всем молодым рокерам.
Считается, что своим творчеством Led Zeppelin заложили основы для последующего возникновения панк-рока, а их всем известная композиция Stairway to Heaven теперь стала признанным классическим hard rock-стандартом. Несомненное влияние на рок-музыку оказали и хит Smoke on The Water от Deep Purple, знаменитый своим вступительным риффом, и ставшая классикой Paranoid от Black Sabbath. В группе Deep Purple как гитарист-виртуоз прославился Ричи Блэкмор, чья непревзойденная техника вошла в анналы гитарного мастерства. Манере игры Блэкмора в 70-е годы подражало немало музыкантов. Именно Deep Purple и непосредственно Блэкмор признаны подлинными основателями Новой Волны Британского Хэви-Металла (NWOBHM).
И, конечно, по-настоящему неоценим вклад в рок-культуру группы Black Sabbath. Стиль Doom, появившийся в 1980 году, был предвосхищен ими еще в дебютном альбоме 1970 года, а Paranoid - их альбом того же года - стал первым в мире, записанным в стиле heavy-metal. К тому же, Black Sabbath можно назвать настоящей "кузницей кадров" для рок-культуры - именно в ней начинали свою профессиональную деятельность такие корифеи, как Ронни Джеймс Дио и Оззи Осборн.
Во второй половине 70-х годов хард-рок как музыкальный стиль продолжал развиваться. Этому процессу способствовало творчество новых групп, возникших в это время - Scorpions, AC/DC, Motorhead. Две последние команды продолжали работать в ставшем традиционным "тяжелом" буги-стиле, Scorpions же избрали для своей деятельности более мелодичный софт-хард.
Постепенно элементы упомянутых музыкальных стилей стали присущи и хэви-металлу, во многом благодаря творчеству коллективов Judas Priest, Motorhead, Iron Maiden и Manowar.
В 80-х годах в хэви-металле появилось новое направление - Thrash-Metal, впоследствии объединившее в себе наиболее экстремальные разновидности металл-музыки. Несмотря на выраженное соперничество в 70-е годы между хард-роком и другими музыкальными течениями (хэви-металл, панк-рок), их конкурентная борьба не носила характера вражды. Существует масса подтверждений этому - например, Росс "The Boss" Фридман, гитарист панк-группы Dictators, позже успешно работал в Manowar, а бессменный участник и лидер рок-легенды Motorhead Лемми Килмистер в свое время был ярым поклонником команды Ramones, работавшей в стиле панк. Поклонниками этой панк-группы считают себя и музыканты группы Металлика.
В скором времени хард-рок распространился по всему миру, и к концу 70-х годов господствующие на сцене британские группы были потеснены представителями других стран и континентов. Кроме уже упомянутых германских Scorpions появились AC/DC из Австралии, Van Hallen, Kiss и многие другие группы из Америки.
К началу 80-х годов, несмотря на то, что матерые hard rock-команды еще находились в прекрасной творческой форме, началось постепенное вытеснение их новыми музыкальными стилями, а также выход на передний план музыки heavy-metal.
Наметившийся застой в дальнейшем развитии жанра подтверждало и возникновение немалого количества коммерчески ориентированных хард-рок групп. "Классический" хард по праву занял место в пантеоне легенд рок-культуры, а на вакантное место пришли новые команды, работающие в хеви-металле, трэше или панк-роке.
На 80-е годы пришелся настоящий расцвет этих жанров. Однако стоит заметить, что привнесение в свою музыку элементов хеви-металла такими звездами хард-рока, как Scorpions, Black Sabbath и AC/DC помогло им не только остаться на сцене в кризисный период 80-х годов, но и снискать уважение в "металлических" кругах, заняв в них место рядом с Motorhead, Iron Maiden или Judas Priest.
В начале 90-х группа Guns'n'Roses предприняла попытки к возрождению стиля. При достаточно "приличном" внешнем образе исполнителей, игра этой команды была насыщена большим количеством настоящего мощного hard rock, чем сильно отличалась от слащавой коммерческой хард-музыки, к примеру, группы Bon Jovi. Guns'n'Roses стали достойными лучших мастеров хард-рока, а Слэш, виртуозно владеющий инструментом гитарист группы, по мнению многих, успешно продолжил дело Блэкмора и Хендрикса.
Сегодня нельзя сказать, что хард-рок исчерпал себя. Бодры и полны сил мастодонты жанра - группы AC/DC и Scorpions. Не отстает от них и молодежь - White Stripes, Velvet Revolver и другие. И хотя современный хард-рок уже не похож на классические образцы жанра из 70-х годов и часто содержит заимствования из различных музыкальных жанров - от фанка и альтернативы до трэша, ему еще далеко до ухода с мировой сцены.
Хард-рок - не слишком быстрая, средне-тяжелая рок-музыка с использованием блюзовых гармоний и рок-н-ролльной ритмической структуры. Ближайшие к хард-року музыкальные стили - панк-рок и хэви-металл - отличаются от него более динамичным темпом и не столь мелодичным звучанием. Революционной чертой хард-рока стало широкое использование в музыке разнообразных эффектов искажения гитарного звука ("дисторшн"). Благодаря хард-року, гитара и гитаристы-виртуозы с мастерскими соло (Ричи Блэкмор из Deep Purple или Джими Пэйдж из Led Zeppelin) стали неотъемлемой частью настоящей рок-музыки.